Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Саветы дэфектолага

Графік кансультацый настаўніка – дэфектолага пункта карэкцыйна-педагагічнай дапамогі ДУА “ Заеліцкі НПК дзіцячы сад – сярэдняя школа на 2021/2022 навучальны год

разгарнуць » / « згарнуць

Игры и упражнения для развития общей моторики

разгарнуць » / « згарнуць
  • Полеева Наталья Ивановна
  • Первая категория
  • Высшее специальное (дефектологическое) образование. Закончила Московский психолого-социальный университет, специальность «Логопедия»
разгарнуць » / « згарнуць

1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-х слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё.

7. Если ваш ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. После того, как ребёнок произнёс эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребёнок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8. Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребёнка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Для чего необходимо выполнять рекомендации учителя-дефектолога?

 

Эффективность обучения детей с нарушениями речи во многом определяется выполнением родителями рекомендаций учителя-дефектолога.

Занятия с ребёнком дома организовать непросто. Необходимо выделить вечернее время, чтобы сесть с ребёнком за стол, выполнить артикуляционную гимнастику (обязательно перед зеркалом), упражнения для развития мелкой моторики, проговорить речевой материал по автоматизации или дифференциации звуков, выполнить задания по лексике, грамматике и развитию фонематического слуха. Но помощь ребёнку в выполнении рекомендаций учителя-дефектолога со стороны родителей просто необходима.

Задания ребёнок выполняет под обязательным присмотром взрослого.

Только при регулярном выполнении рекомендаций можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях учителя-дефектолога. Только при систематической работе учителя-дефектолога и родителей ребёнок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки. В выполнении рекомендаций есть ещё один положительный момент: они становятся частью режима дня. Ребёнок привыкает к регулярным занятиям, что в будущем значительно упростит обучение в школе.

        При выполнении рекомендаций учителя-дефектолога необходимо помнить следующее:

1. Выполнять задания в выходные дни. Время занятия 15-20 минут, прерываясь на физкультминутки, чтобы избежать утомления ребёнка.

2. Ежедневно выполнять совместно с ребёнком артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

3. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это поможет придерживаться единых требований.

4. Обращаться с тетрадью аккуратно и учить бережному обращению с ней ребёнка.

5. Графические задания (раскрасить, обвести, заштриховать, дорисовать) ребёнок выполняем самостоятельно, но под руководством взрослого.

Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий. Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение. Помогайте им, но не делайте задания за них! Выполняйте рекомендации специалистов и не стесняйтесь спросить у них совета, когда вам что-то непонятно. Только, когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить ребёнка красивой и правильной речи!

Когда родителям следует обращаться за помощью к логопеду? Консультация логопеда нужна всем детям трехлетнего возраста. А также если ребенок пятилетнего возраста трудно излагает свои мысли и не может построить предложения в логическом порядке. Это только некоторые из причин, по которым следует обращаться за помощью к логопеду. Существует намного больше таких причин. Но в этой статье мы поговорим не о причинах, а рассмотрим советы и рекомендации логопеда для родителей. Что именно родители могут делать, для того чтобы помочь своему ребенку правильно произносить звуки и слова.

Советы логопеда могут пригодиться родителям, дети которых разного возраста, тем более что такие проблемы появляются все чаще. Логопеды отметили, что у детей имеющих проблемы с речью часто плохой аппетит. Такие дети отказываются кушать твердые фрукты и овощи, например морковь или яблоко. Такая нелюбовь к этим продуктам объясняется тем, что челюстные мышцы плохо развиты, и им трудно пережевывать твердую пищу. В принципе плохая речь является следствием плохо развитых челюстных мышц. Поэтому логопеды рекомендуют приучать ребенка кушать корочки подсушенного хлеба, или еще лучше сухари, жевать овощи и фрукты. Это нужно для того чтобы развивать и тренировать челюстные мышцы. Также развивать эти мышцы можно с помощью надувания щек, и перекатывания воздуха из стороны в сторону.

Логопеды советуют развивать мелкую моторику у ребенка, для этого нужно чаще двигать пальчиками. В этом поможет клавиши телефона или клавиатуры, застегивание пуговиц и завязывание шнурков. Пальчики нужно тренировать регулярно. Чем лучше моторика пальцев, тем лучше и понятнее речь ребенка. Также лепка из пластилина способствует развитию моторики кистей и пальцев. Только родителям нужно следить чтобы ребенок, не испробовал пластилин на вкус, лучше не оставлять ребенка без присмотра в процессе такого интересного занятия. Также развивать моторику рук можно и с помощью работы с ножницами, например что-то вырезать. Ножницы можно приобрести специальные детские, которые защищают руки и пальцы ребенка от повреждений. Вырезание с помощью ножниц великолепно тренирует моторику пальчиков ребенка. Обычно детям очень нравятся такие занятия.

 Для хорошего звукообразования должно быть правильное речевое дыхание. Речевое дыхание важно для плавности и выразительности речи и интонации. Нарушить речевое дыхание могут сердечно-сосудистые заболевание и увеличенные аденоиды. Речевое дыхание нужно развивать. Нужно обучать ребенка плавно выдыхать ртом. Такое обучение можно проводить с помощью игр, ребенок будет учиться, а заодно ему будет интересно, ведь происходит это в процессе игры, а детям любые игры очень нравится. Родителям нужно помнить, что такие игры могут вызывать сильное головокружение, поэтому нужно делать перерывы между такими играми-занятиями. В перерывах можно заниматься с ребенком другими развивающими упражнениями.

 Конечно, роль родителей при речевом развитии своего ребенка очень значительна. В некоторых случаях малыш будет повторять звуки вслед за родителями, и ему это будет действительно интересно. Родители также могут использовать специальную гимнастику с помощью, которой будет развиваться артикуляционная мускулатура.

Однако если после определённых усилий со стороны родителей, улучшений особо незаметно, тогда стоит обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Дальше профессионально должен заниматься с ребенком логопед. Родителям не нужно оттягивать поход к логопеду, потому что чем больше проходит времени, тем больше усилий нужно приложить логопеду.

 Для того чтобы ребенок учился правильно произносить слова, родителям нужно следить за своей речью, так как ребенок будет брать с них пример. Логопеды рекомендуют не сюсюкать с ребенком, а разговаривать как с взрослым. Разговаривать можно медленно и спокойно, но произнося при этом не искаженные слова. В тоже время при разговоре с ребенком речь должна быть для него легкодоступна и понятна. Нужно избегать сложных и труднопроизносимых слов, которые совсем непонятны ребенку. Если ребенок не понимает определенные слова, разъясняйте их, используя понятные уже для него слова. Также логопеды советую не наказывать ребенка за ошибки, которые он делает, произнося слова. Такой подход вряд ли даст положительный результат. Ребенка нужно хвалить, тогда он будет стараться прикладывать еще больше усилий.

 Также логопеды рекомендуют, чтобы ребенок находился в компании своих сверстников, такое общение может поспособствовать скорому развитию его речи. Но это может и не сработать, ребенку кроме этого может потребоваться помощь специалиста. Успех зависит от своевременного обращения к логопеду. Если на ранних стадиях выявить дефекты речи, и начать лечение, то результат будет довольно успешным. Кроме того что с ребенком занимаются обученные люди, родителям также важно уделять своему ребенку достаточно времени и внимания. Родителям нужно как можно больше общаться с ребенком, вместе играть и закреплять знания, полученные на уроках логопеда.

 Для развития речи ребенок должен развивать слуховое внимание, мелкую моторику рук и тренировать подвижность артикуляционного аппарата. Уделяя этим занятиям, должное внимание ребенок сможет избавиться полностью или почти полностью от каких-либо дефектов речи.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

 

Параметры правильного ротового выдоха:

• выдоху предшествует сильный вдох через нос; 

• выдох происходит плавно, а не толчками;

• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки; 

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос; 

• выдыхать следует, пока не закончится воздух; 

• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

 

        Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.

        Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлинённый целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке чёткости речи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

1. «ПОЁМ ПЕСЕНКУ».

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков АУ, АУИ и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

2. «ВОРОНА».

Ребёнку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе «га-га-га», корова — произнести на выдохе «му», кошка — «мяу» и т.д.).

3. «ШАРИК». 

Вдох носом, живот при этом выпячивается вперёд (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

4. «СНЕЖИНКИ».

(Материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток).

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребёнок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза. Щёки не надувать!

5. «КОРАБЛИКИ».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов». Щёки не надувать!

6. «ФУТБОЛ». 

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой лёгкий шарик, кусочек ваты. И поиграйте с ребёнком в футбол. Ребёнок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». Щёки не надувать!

7. «БУЛЬ-БУЛЬ». 

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краёв, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребёнку поиграть в «буль-буль» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребёнка так играть в «буль-буль», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребёнка на слова: слабо, сильно, много, мало. Щёки не надувать!

8. «ВОЛШЕБНЫЕ ПУЗЫРЬКИ». 

Предложите ребёнку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребёнка. Это стимулирует ребёнка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. Щёки не надувать!

9. «СВЕЧА». 

Зажгите свечу и попросите ребёнка подуть на неё. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щёки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно

Раздзелы сайта